i commend my soul to any god that can find it.
Про "Двенадцать стульев" и юмор этой книги писали все. Я лучше напишу, почему мне так сильно нравится "Золотой теленок".
Во-первых, стоит отметить, как изменилось чувство юмора в произведении. Знаете, мне уже не хотелось хвататься за живот и смеяться без остановки. Тут даже юмор какой-то уставший, как и сам главный герой. Между событиями книг лежит разница в пять лет, и авторы сознательно умалчивают, как же жизнь трепала все это время Остапа Бендера. Что было с великим комбинатором после того, как хирурги спасли ему жизнь? Как он отреагировал на то, что бриллианты оказались именно в последнем стуле, который он сам же отмел в сторону, когда стоял вопрос о том, ехать за театром или преследовать неизвестного покупателя по всему вокзалу?
Вообще, я люблю героев с таким отношением к жизни, как у Бендера. Такие люди верят в лучшее, они верят, что доедут, не знают как, но доедут. И, что самое главное, действительно доезжают. Вспомните "Стулья", у Остапа всегда была твердая уверенность в том, что бриллианты окажутся в следующем стуле. Или в послеследующем. Или в последнем, двенадцатом. Хорошо эту веру сыграл Юрский.
Поезд из книги заменили в фильме простой дорогой, которая всегда являлась символом поиска, символом пути. И тут так хорошо показано, прочувствовано по тексту книги, что Остап Бендер все же может привязаться к людям, просто не умеет этого показывать. Он ведь даже к Воробьянинову, готовому ради денег на все, привязался и показывал это по-своему: вечно над ним подшучивал.
«Жизнь, господа присяжные заседатели, - это сложная штука, но, господа присяжные заседатели, эта штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. Кто не может открыть, тот пропадает», — говорил он.
Поэтому особенно больно видеть, что случилось с этим оптимистом после того, как «сбылась мечта идиота»: «Он переменил интонацию, он говорил быстро и много, жаловался на обстоятельства, сказал о том, что молодость прошла совсем не так, как воображалось в младенческие годы, что жизнь оказалась грубой и низкой, словно басовый ключ»
Анжелика-Анна хорошо отметила, сказав, что уже в самом начале романа Остапу плохо. В "Стульях" про желание уехать не было ни слова, хотя, если Рио-де-Жанейро — это мечта детства, должно было быть и желание эту страну посетить. В "Теленке" буквально возникает необходимость уехать, вырваться из порочного круга советской власти, всех ее механизмов, которые запросто уничтожали людей, социализм претит самому существу героя. Остапу тесна, душна и невыносима жизнь в СССР.
Вообще, весь Остап Бендер в деталях, в оценке окружающих его персонажей. Мало где прописаны его чувства, о них можно судить через реакцию и чувства других. Есть сцены, буквально кричащие о его артистичной натуре, о том, что ему тесно и... одиноко. Поэтому отдельное место здесь стоит отвести Зосе Синицкой. Я считаю, что Остап был влюблен, просто понял это слишком поздно (в конечном варианте). В конце он вернулся к ней, словно с просьбой принять его в свою жизнь, потому что идти ему больше было не к кому и некуда. Я почему-то вспоминаю, как в книге была описана влюбленность Остапа - как он целые дни проводил с Зосей, возвращался на постоялый двор с рассеянным видом и спрашивал у Паниковского (!), неужели жизнь и правда так прекрасна, или это только ему кажется.
Я себе даже представить не могу, какой чистой, нежной и прекрасной Зося казалась Остапу после всех пошлых, грубых и корыстных людей, с которыми жизнь его свела. Мне кажется, именно ее нежность и покорила его. Он ведь тоже живой, ему хочется, чтобы кто-нибудь позволил положить себе на колени голову, чтобы кто-нибудь сказал ласковое слово. У них был свой маленький мир, созданный самим Остапом, - он заставил себя поверить на какое-то время, что нет никакого миллиона, нет никакого великого комбинатора, что он может провести с ней хоть всю жизнь на берегу моря или на крыльце музея. А потом их мирок натолкнулся на реальность.
Книгу я полюбила за внезапную серьезность и надрыв в конце, когда на примере Остапа показывают, что бывает, стоит мечте исполниться. Тут приходит на ум чеховский "Крыжовник", знаете. Я вообще считаю, что смеяться в конце книги над Остапом — садизм и жестокость. Разве можно смеяться над человеком, который разочаровался в жизни и который уже не находит утешения в мечте, когда-то бывшей "хрустальной" и чистой?
А еще я люблю эту книгу за то, что Остапа наконец-то показали не явлением и порождением времени, а человеком. Человеком, способным на ошибки, на чувства и страдания, — живым человеком, который так и не смог найти себе места в жизни.
Фух, никогда еще не писала такой длинный отзыв, но роман действительно трогает за живое
Во-первых, стоит отметить, как изменилось чувство юмора в произведении. Знаете, мне уже не хотелось хвататься за живот и смеяться без остановки. Тут даже юмор какой-то уставший, как и сам главный герой. Между событиями книг лежит разница в пять лет, и авторы сознательно умалчивают, как же жизнь трепала все это время Остапа Бендера. Что было с великим комбинатором после того, как хирурги спасли ему жизнь? Как он отреагировал на то, что бриллианты оказались именно в последнем стуле, который он сам же отмел в сторону, когда стоял вопрос о том, ехать за театром или преследовать неизвестного покупателя по всему вокзалу?
Вообще, я люблю героев с таким отношением к жизни, как у Бендера. Такие люди верят в лучшее, они верят, что доедут, не знают как, но доедут. И, что самое главное, действительно доезжают. Вспомните "Стулья", у Остапа всегда была твердая уверенность в том, что бриллианты окажутся в следующем стуле. Или в послеследующем. Или в последнем, двенадцатом. Хорошо эту веру сыграл Юрский.
Поезд из книги заменили в фильме простой дорогой, которая всегда являлась символом поиска, символом пути. И тут так хорошо показано, прочувствовано по тексту книги, что Остап Бендер все же может привязаться к людям, просто не умеет этого показывать. Он ведь даже к Воробьянинову, готовому ради денег на все, привязался и показывал это по-своему: вечно над ним подшучивал.
«Жизнь, господа присяжные заседатели, - это сложная штука, но, господа присяжные заседатели, эта штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. Кто не может открыть, тот пропадает», — говорил он.
Поэтому особенно больно видеть, что случилось с этим оптимистом после того, как «сбылась мечта идиота»: «Он переменил интонацию, он говорил быстро и много, жаловался на обстоятельства, сказал о том, что молодость прошла совсем не так, как воображалось в младенческие годы, что жизнь оказалась грубой и низкой, словно басовый ключ»
Анжелика-Анна хорошо отметила, сказав, что уже в самом начале романа Остапу плохо. В "Стульях" про желание уехать не было ни слова, хотя, если Рио-де-Жанейро — это мечта детства, должно было быть и желание эту страну посетить. В "Теленке" буквально возникает необходимость уехать, вырваться из порочного круга советской власти, всех ее механизмов, которые запросто уничтожали людей, социализм претит самому существу героя. Остапу тесна, душна и невыносима жизнь в СССР.
Вообще, весь Остап Бендер в деталях, в оценке окружающих его персонажей. Мало где прописаны его чувства, о них можно судить через реакцию и чувства других. Есть сцены, буквально кричащие о его артистичной натуре, о том, что ему тесно и... одиноко. Поэтому отдельное место здесь стоит отвести Зосе Синицкой. Я считаю, что Остап был влюблен, просто понял это слишком поздно (в конечном варианте). В конце он вернулся к ней, словно с просьбой принять его в свою жизнь, потому что идти ему больше было не к кому и некуда. Я почему-то вспоминаю, как в книге была описана влюбленность Остапа - как он целые дни проводил с Зосей, возвращался на постоялый двор с рассеянным видом и спрашивал у Паниковского (!), неужели жизнь и правда так прекрасна, или это только ему кажется.
Я себе даже представить не могу, какой чистой, нежной и прекрасной Зося казалась Остапу после всех пошлых, грубых и корыстных людей, с которыми жизнь его свела. Мне кажется, именно ее нежность и покорила его. Он ведь тоже живой, ему хочется, чтобы кто-нибудь позволил положить себе на колени голову, чтобы кто-нибудь сказал ласковое слово. У них был свой маленький мир, созданный самим Остапом, - он заставил себя поверить на какое-то время, что нет никакого миллиона, нет никакого великого комбинатора, что он может провести с ней хоть всю жизнь на берегу моря или на крыльце музея. А потом их мирок натолкнулся на реальность.
Книгу я полюбила за внезапную серьезность и надрыв в конце, когда на примере Остапа показывают, что бывает, стоит мечте исполниться. Тут приходит на ум чеховский "Крыжовник", знаете. Я вообще считаю, что смеяться в конце книги над Остапом — садизм и жестокость. Разве можно смеяться над человеком, который разочаровался в жизни и который уже не находит утешения в мечте, когда-то бывшей "хрустальной" и чистой?
А еще я люблю эту книгу за то, что Остапа наконец-то показали не явлением и порождением времени, а человеком. Человеком, способным на ошибки, на чувства и страдания, — живым человеком, который так и не смог найти себе места в жизни.
А как ты относишься к относительно недавней многосерийной экранизации с Меньшиковым в главной роли?
Рада, что рецензия понравилась. Люблю книги с надрывом, их читать интереснее, чем с весельем
А мне понравилось почему-то, хотя порой казалось что Меньшиков пытается быть похожим на Миронова, но я всё равно хорошо к нему отношусь. А Паниковский, Шура и Козлевич, по-моему, классные получились) В общем, нот бэд, но о вкусах, конечно, не спорят)
Я боюсь концовки сериала. Они смешали изначальную концовку романа (ЗАГС) и переписанную (Румыния), из-за чего тот факт, что Остап вернулся к Зосе, теряет весь свой блеск.
Насчет Миронова: он подходит именно Остапу из "Стульев", где он еще вписывается в нэп и ему открыты возможности. Прошло пять лет (если посчитать по возрасту Остапа), и он чувствует себя лишним "на этом празднике жизни". Не стоит забывать, что Воробьянинов, к которому он все же привязался, убивает Бендера ради денег. Остап же мог его бросить в любой момент, стулья он мог найти и без Кисы, но совесть не позволила.
Всем почему-то смешно от "Теленка", а мне грустно и хочется плакать :С
там вот есть такое, смех сквозь слёзы что ли. Вроде и смешно, и грустно. в конце особенно. Когда Остап уже получает деньги, и что теперь? Там прямо такое одиночество ощущается... И прямо поражаешься, что можно написать такую весёлую и такую грустную книгу одновременно. Очень глубокая же вещь получилась. Вот рассуждаю сейчас, и аж перечитать захотелось)
А фильм с Юрским хорош несомненно, это даже не обсуждается! Классика)
У Миронова именно веселье. Не думала, что кто-то другой сможет понравится после. Но Юрский сыграл именно Остапа из "Теленка" — там одиночество с самого начала чувствуется.
Знаешь, что мне еще нравится? Остапа нельзя назвать хорошим человеком (бывший заключенный, скорее всего даже рецидивист), но жизнь его сталкивает с такими людьми, что он оказывается выше морально. Он в конце должен бы обозлиться на всех и вся, а он все равно страдает внутренне, тоскует... по тем временам, когда карманы были пустыми.
Я выпросила у учителя обзор на Ильфа и Петрова, она давать не хотела, потому что у меня потом сразу же обзор на Маяковского. Я рада, но надо информацию об авторах, двух романах, их проблематиках, рассказ о личности Остапа Бендера и фрагменты из фильмов уместить в небольшой отрезок времени. И, да, она считает, что Остап не любил Зосю. Я не могу с этим согласиться. У авторов тоже другое мнение, концовку с ЗАГСом они написали первой
Не, я тоже не согласна. Даже до того как я узнала о другой концовке, мне всё равно казалось там есть какие-то чувство. Может он даже сам не сразу это понял, но думаю что да, он определённо её любил.
Он в конце должен бы обозлиться на всех и вся, а он все равно страдает внутренне, тоскует... по тем временам, когда карманы были пустыми.
Да, думаю он понимает, что тогда, с пустыми карманами, он был счастливее, он шёл к мечте тогда вместе со своими товарищами, а потом всё - вот он миллион, цель достигнута, и он уже не знает куда деть себя. Иногда смысл не в точке назначения, а в самом пути... чёрт, что-то меня заносит в какую-то странную путанную философию после рабочего дня %)
Мне тоже так казалось еще до альтернативной концовке. Чем концы отличаются? Только выбором Зоси. А так Остап в поезде же выговорил все, что накопилось на душе, первой встречной девчонке.
цель достигнута, и он уже не знает куда деть себя
Ему же не деньги важны, ему сам процесс поиска приятен. Ему просто теперь больше некуда себя деть, энергия кипит внутри и выхода не находит. И тут и правда тянет в дебри философии: сбывается мечта, и все, жить больше нечем.
Я бы вот тут немного поспорила. Остапу деньги вообще оказались не важны. дело не в том, что он достиг цели и идти некуда, а в том, как мне кажется, что он понял, - цель-то не та. Не к тому шёл. Рвался, бежал, терял, и вот она, награда - а не нужна. Он ведь мог уехать. Тогда ещё мог. Не уехал. Почему? Потому что там, в Рио, нет никакой мечты, там такое же общество - не советское, так капиталистическое, где он никому не нужен. Где деньги он бы промотал на ерунду за считанные месяцы, и что? Ему не деньги нужны. нет. и в этом ещё одна его огромная трагедия - самообман там вскрывается аховый.
Не случайно авторы так обращают наше внимание на Корейко, не случайно часть называют "Два комбинатора". Для Корейко деньги - самоцель, он рад одному владению ими, Остапу же деньги на самом деле не нужны, он и не знает, куда с ними податься.
Ему жить нечем не потому, что есть всё, а потому, что оказалось - ничего и нет.
А обзор хороший, спасибо вам.)
У меня вот просьбица наглая ещё, если можно)
Да, тема такая интересная: кажется, все есть, а на самом деле ничего нет, все это пустое, все усилия и старания — все это зря. Остапу ведь уже и Паниковского жаль, он предлагает почтить его память вставанием. Мне кажется, Остапу еще плохо оттого, что понял: вел за собой наивных людей, один из них погиб, двое бросили своего предводителя и застряли где-то посередине пути — ни назад, ни вперед. А куда вел? К чему стремился? Сам уже не знает. Он в конце обозлиться бы должен на судьбу, которая опять сыграла не в его пользу. А он какой-то потерянный, потерявший себя и веру во что-либо. Единственный, кто в конце (не считая альтернативы) хоть как-то сочувствует Остапу, — Козлевич.
Очень важно противопоставление Корейко и Остапа: оба мошенники, вот только Бендер никого не убивал и не грабил.
Почему бы и не вырезать?
Вот-вот, именно. Он и себя в этой истории лучше узнаёт и на других смотреть учится. И оказывается, что подвёл. Не только не довёл, но и вёл-то не туда. Потерянный - это для него. пожалуй, очень верное определение.
А вот с Козлевичем очень занятная история. Тут авторы утёрли нос критикам, уверенным, что Остап не может иметь нормальных отношений с честными людьми. Козлевич легкомысленный, слабый и глуповатый, но честный. И Остапа понимает и принимает. И Остап его уважает и даже немного старается беречь.
Очень важно противопоставление Корейко и Остапа: оба мошенники, вот только Бендер никого не убивал и не грабил.
Да уж. Но Корейко тоже не убивал, он наживался на смертях.
Хорошая сцена. Грустная. Эх...
Очень хорошая. Спасибо большое.)
Может, потому что Козлевич хоть немного его понимает? Мне нравится именно поэтому альтернативная концовка: Адам видит растерянность командора и понимает, что тут надо действовать напором. Остап ведь ничуть не против, он просто уже не знает, куда себя деть, а водителю "Антилопы" он все же доверяет. Потому и глава так называется :3
Очень хорошая. Спасибо большое.)
И да, конечно, Адам его понимает и хочет, и готов помочь запутавшемуся командору, даже решимость вон какую несвойственную себе проявляет.
И да, конечно, Адам его понимает и хочет, и готов помочь запутавшемуся командору
Может, в ответ на такое бережное отношение? Мне вот интересно, как же Адам за собой Зосю увлек? Что ей сказал?
Ну, проникся он к Бендеру и видит, что сам тот наворотит дел, надо помогать, бросать нельзя. Я думаю, просто честно рассказал ей об отношении к ней Остапа, о его состоянии. Пусть звучит немного наивно, но я не представляю, как можно было бы Зосю в этот момент обмануть, да и не поверила бы она в россказни. И ведь, судя по всему, он ей предложил только встретиться с Остапом, а уж решение о ЗАГСе могло быть и вовсе импровизом.)
надо помогать, бросать нельзя
Он тут просто платит Остапу той же монетой: вспомнил, сколько раз командор им самим помогал идти вперед и не сдаваться, и просто не смог оставить все так, как есть. Вмешательство оказалось своевременным, потому что в исправленном конце Козлевич ничего не стал предпринимать
Я думаю, просто честно рассказал ей об отношении к ней Остапа, о его состоянии. Пусть звучит немного наивно, но я не представляю, как можно было бы Зосю в этот момент обмануть, да и не поверила бы она в россказни.
В честность поверила. Пропадает человек. И потом она, наверно, поняла хоть немного его состояние из телеграмм. Да и не выглядел Остап уверенным в себе и веселым, каким она его видела раньше, это точно.
И ведь, судя по всему, он ей предложил только встретиться с Остапом, а уж решение о ЗАГСе могло быть и вовсе импровизом.)
если бы ей сразу сказали про ЗАГС, Зося бы отказалась, я думаю
А Зосе ещё проще поверить в силу возраста, она ещё не так рассудительна. Как в стареньком фильме было: "Молод, каюсь".) В ЗАГС бы сразу не пошла она, конечно. И не потому что с места в карьер, а потому что он же её бросил.
А у Зоси наивность и, как она сама сказала, "искания"
Да, у них и вообще может ничего не выйти из-за того, что "искала" не того. Им только любовь остаётся.
это как "Зачарованный странник" Лескова. Убивал, воровал, обманывал, а все равно есть в нем что-то праведное.
Да, у них и вообще может ничего не выйти из-за того, что "искала" не того
А если нашла именно то, что искала? Другое дело, как она на все это посмотрит в более зрелом возрасте
А мы не знаем, чего и кого Зося искала.) Может, она и сама точно этого не знала. Но не думаю, что мир да гладь будут продолжаться долго, характеры-то вольные у обоих, неспокойные, независимые. Чего там зрелого возраста ждать, она и теперь может задуматься над их будущим очень и очень.
Знаем, что не такого, как Корейко
valerishka_s, это точно.)))
Ну, если она согласилась расписаться, значит, нашла то, что искала.
Если б все расписавшиеся находили искомых ещё...
Или ей кажется, что она стоит на пути к этому.
Это скорее.)
Насчет будущего: вопрос встает только один. На что жить?
Мне кажется, вопросов много больше возникнет.)
Мне кажется, вопросов много больше возникнет.)
но этот пока будет самым главным, имхо
Дело в том, что Остап может просто приносить домой деньги и выдавать жене на хозяйство. Не поясняя, откуда он их берёт, в крайнем случае наврав про некую абстрактную службу. Это если придётся ему вернуться к прежним занятиям, а это очень возможно, потому что всё-таки реальной возможности ему работать в штатном режиме я не вижу. Так что без денег сосем это семейство не останется никогда.)